Поствакцинальный синдром в течение последних нескольких лет всё чаще становится обычным диагнозом моей ежедневной врачебной практики. Экспериментальным путём я нашёл эффективный метод лечения этого тяжёлого заболевания. Я считаю своим долгом предать гласности результаты моих исследований для врачей, родителей и всех тех, кто обеспокоен решением этого вопроса. Ощущая реальную важность этого нового диагноза и также щекотливость ситуации, я подготовил эту публикацию с большой осторожностью.
Перед публикацией я сделал несколько существенных изменений в тексте, чтобы добавить мнение практических врачей. Я хочу сердечно поблагодарить каждого за их предложения: частнопрактикующего педиатра Yvonne Pernet, классического гомеопата Peter Guinée, частнопрактикующего врача Центра медицинского ухода Noor Prent-Tromp, врачей общей практики Adriaan van de Sande и Martin Wyers, врачей гомеопатов José Vermeulen и Hans Reijnen, родителей моих пациентов Ellen и Johan Huiskens, Mart и Marjet van Poppel, Wil и Yvonne Wijers, Wilma Bloemsma и напоследок, но не меньше, моего сына Gaël, студента медика. Я с удовольствием посвящаю свою публикацию всем детям, которые пострадали от вакцинации и их родителям, которые столкнулись с многими неизвестными и оставшимися без ответа вопросами. Надеюсь, что моя публикация поможет уменьшить ненужные страдания и сыграть значительную роль в предотвращении и лечении PVS (поствакцинального синдрома – осложнений после вакцинации – примечание В.А.).
Резюме.
Цель публикации. Выделение новой нозологической единицы в медицине — поствакцинального синдрома, диагностика, методы лечения и профилактики.
Методы исследования. Данные анализа точных наблюдений за несколько лет, основанные на обсуждении с родителями детей и пациентами, которые получили благоприятный эффект от лечения и профилактики этих нарушений.
Средства реализации. Гомеопатические методы, включая использование потенцированных вакцин для подтверждения диагноза, терапии и профилактики.
Результаты. Эффект достигнутый при помощи потенцированных вакцин для диагностики и лечения PVS оказался настолько последовательным и успешным, что метод может стать арбитражным для ответа на спорный вопрос наличия или отсутствия поствакцинального синдрома. Это станет ясным из описания более чем двадцати историй болезни. Рамки, которые мешают распространению определенных результатов профилактического применения потенцированных вакцин, для предотвращения возникновения PV синдрома должны доказываться посредством параллельных научно-исследовательских изысканий.
Рекомендации. Знания, полученные от точного наблюдения и использования потенцированных вакцин, привели к множеству рекомендаций относительно стратегии вакцинации в Голландии, которые сформулированы в главе рекомендаций.
Выводы. Поствакцинальный синдром бесспорно получил видное место в педиатрии. Это состояние можно успешно контролировать при помощи потенцированных вакцин.
Введение.
Мой интерес к прививкам и к их неблагоприятным эффектам возник приблизительно 20 лет назад, когда мои дети были маленькие. В течение длительного времени я собирал информацию, главным образом, за последние десять лет, и сделал письменное обобщение. Наблюдения за последствиями вакцинации, начиная с XIX столетия, когда прививки от оспы получили повсеместное распространение, очевидно показало, что в результате этого вмешательства могут развиваться самые различные хронические болезни. Много лет Thuja применялась гомеопатами как доказанное средство для лечения осложнений вакцинации, но меньше, чем с удовлетворительным эффектом. Приблизительно десять лет назад я приобрёл книгу «La medecine retrouvee» моего коллеги Jean Elmiger, который заставил меня пересмотреть мои методы лечения PVS, и у меня постепенно начало исчезать чувство беспомощности. Метод, который он описал, был прост и удобен для лечения и профилактики. Теперь я обязательно расспрашиваю об истории вакцинации каждого ребенка, и благодарные родители часто восклицают: «Никто не верил мне, что эти жалобы связаны с прививками». Вакцины имеют гораздо больше побочных эффектов, чем считалось до настоящего времени. Это вызвано тем, что вакцины содержат ослабленные, мёртвые или разрушенные микроорганизмы или токсины с примесями фосфата и гидроксида алюминия, неомицина (канамицина, гентамицина, стрептомицина — примечание В.А.), мертиолята (соединения ртути), формальдегида, 2-феноксиэтанола и антигены куриного (перепелиного, бычьего и лошадиного – примечания В.А.) белков. Моя публикация покажет, что прививки могут быть ответственны за многие острые и хронические заболевания. Я хотел бы представить это сообщение вниманию врачей, родителей, пациентов и всех, кто вовлечен в решение последствий вакцинации.
Мой обзор охватывает последовательно: PVS, гомеопатический метод лечения, подтверждение диагноза, возможности рассмотрения PVS, профилактические меры, ослабление общего иммунитета, рекомендации для дальнейших исследований, рекомендации по стратегии вакцинации и заключение.
Для упрощения восприятия я собрал вместе, насколько возможно, истории болезни в отдельную главу, к которой может обратиться читатель.
Основное описание поствакцинального синдрома.
Признаки, объединенные в этом синдроме, собраны из двух источников. С одной стороны большое количество наблюдений, часто цитируемых в литературе, как признаки поствакцинального синдрома; другие признаки — мои собственные наблюдения. Это должно быть подчеркнуто в этом контексте, что любой признак, который появляется после прививки и исчезает только после того, как проведено лечение потенцированной вакциной, изготовленной из вакцины, которая вызвала симптоматику. PVS можно разделить на острую и хроническую формы. Главные признаки острого синдрома: лихорадка, судороги, рассеянность, невнимательность, энцефалит и/или менингит, отёк вокруг места инъекции, кашель коклюшеподобного типа, бронхит, диарея, чрезмерная сонливость, частый и безутешный плач, пронзительные и душераздирающие крики (cri encephalique), обморок, шок, пневмония, синдром внезапной детской смерти (СВДС). Тщательно изучая и делая записи случаев, я составил каталог хронических признаков поствакцинального синдрома: насморк с отделением жёлтой или зелёной слизи, воспаление глаз, снижение зрения, косоглазие, воспаление среднего уха, бронхит, отхождение мокроты, кашель, астма, экзема, аллергия, воспаление суставов, слабость, вялость, апатичность, усталость, утомление, бессилие, недостаток энергии, чрезмерная жажда, диабет, диарея, запор, головные боли, тревожный сон с периодами пробуждения и вскрикиваний, эпилепсия, напряжение паравертебральных мышц, судороги мышц, задержка роста и развития, недостаток концентрации, снижение памяти, недостаток координации, поведенческие проблемы: беспокойство, волнение, тревога; нетерпение, суетливость, двигательное беспокойство, агрессивность, гнев, раздражение, задиристость, враждебность, повышенная возбудимость, легко поддающееся переменам и снижение настроения, уныние, угрюмость, эмоциональная неустойчивость, замешательство, потеря силы воли, снижение умственной деятельности, смущение, смятение, легкомысленность,. Этот список нуждается в дополнении, поскольку признаки поствакцинального синдрома чрезвычайно разнообразны. Диагноз основан не сколько на фактическом признаке, как на времени его появления. Сложно приписать какие-то индивидуальные признаки PVS к конкретной вакцине DKTP, DTP, MMR или же другие к HIB. Практически должно быть принято, что каждая вакцина может быть ответственна за несколько названных признаков, и также за дополнительные признаки, которые ещё не упомянуты.
Не имеется также никаких ясных границ между острыми и хроническими заболеваниями PVS, поскольку острые состояния — часто начало хронических болезней. Даже, если не было явных прямых или выраженных реакций на прививку, это не обязательно исключает, что, возможно, вакцинация является причиной хронических заболеваний. Эти заболевания обычно проявляются только после одной, двух недель или даже позднее, и исключение диагноза PVS в хронических случаях из-за расхождений по времени между причиной — прививкой, и появлением следствия – PVS, существенно неправильно. Часто только после второго, третьего или четвертого введения вакцины, появляются внезапные проблемы.
(Сравним описание последствий вакцинации с другими литературными источниками. «По определению ВОЗ «Мониторинг побочных реакций после иммунизации в расширенной программе иммунизации» (1991) «побочная реакция, возникающая после иммунизации (adverse event following immunization), является нежелательным явлением, которое вызвано вакциной, процессом иммунизации или по времени связано с иммунизацией». Побочные реакции после иммунизации могут быть классифицированы на 4 типа: 1) побочные реакции, вызванные вакциной; 2) побочные реакции, спровоцированные вакцинацией; З) побочные реакции, связанные с ошибками при вакцинации; 4) побочные реакции, возникающие при случайном совпадении с вакцинацией. Можно дать следующие дефиниции терминов, часто применяемых при оценке неблагоприятных последствий вакцинации.
Побочное действие вакцин – способность вакцин вызывать функциональные и морфологические изменения в организме, выходящие за пределы физиологических колебаний и не связанные с формированием иммунитета.
Поствакцинальные реакции клинические и лабораторные признаки нестойких патологических изменений в организме, связанные с вакцинацией. Различают слабые, средние и сильные поствакцинальные реакции.
Поствакцинальные осложнения — клинические проявления стойких патологических изменений в организме, связанные с вакцинацией.
Понятие «побочное действие» вакцин терминологически имеет сходство с понятием «реактогенность» вакцины. Любая вакцина, вводимая человеку, обладает определенной степенью реактогенности. Уровень реактогенности меняется при изменении дозы препарата, схемы или способа его введения.
Для изучения прививочных реакций используется контрольная группа людей, которым вводится индифферентный препарат — «плацебо», не вызывающий каких-либо нарушений в организме привитого. Такая группа необходима для оценки доли реакций, не связанных с вакцинацией, и интеркуррентных заболеваний.
Изучение реактогенных свойств вакцин необходимо проводить на серонегативных по отношению к данному антигену людях. При наличии неучтенного «иммунного фона» чаще всего наблюдаются заниженные цифры реактогенности препарата. В случае невозможности про ведения таких исследований опытная и контрольная группа должны иметь одинаковый уровень показателей иммунитета к инфекции, против которой проводится иммунизация.
Реакции на убитые и растворимые вакцины могут развиваться рано, поэтому необходимо обследовать пациентов через 3, 6 и 9 ч после иммунизации, а затем 1 раз в сутки. При введении живых вакцин реакции развиваются более медленно — в течение суток. Наблюдение за пациентами должно быть не меньше периода, характерного для инкубационного периода инфекции.
Побочное действие вакцин в большинстве случаев выражается в недомогании, небольшом повышении температуры, неярко выраженных местных реакциях. Обычно такие транзиторные состояния проходят самостоятельно и не требуют врачебного вмешательства. Наряду с развитием иммунитета при вакцинации происходят изменения неспецифического характера, которые касаются морфологии и белкового состава крови, ферментной активности, свертывающей системы крови, функции надпочечников и других эндокринных органов. Эти изменения, как правило, не носят патологический характер, продолжаются 1—2 недели и в редких случаях до 2-х мес.
Различают местные и общие прививочные реакции. Местные реакции развиваются в участках введения препарата, при этом могут появляться местная болезненность, гиперемия, отек, инфильтрат. Могут наблюдаться отдельные признаки воспаления или их сочетания. При аэрозольной и интраназальной иммунизации к местным реакциям относятся катаральные явления верхних дыхательных путей, конъюнктивит, при энтеральной вакцинации патологические признаки со стороны желудочно-кишечного тракта могут быть интерпретированы как местные, так и общие реакции.
К общим поствакцинальным реакциям относятся: повышение температуры, недомогание, головная боль, расстройства сна, боли в суставах, животе, тошнота, рвота, кратковременное обморочное состояние и пр.. Общими реакциями являются также изменения со стороны систем и органов, которые можно выявить с помощью лабораторных методов.
При введении убитых бактериальных вакцин реактогенность во многих случаях зависит от присутствия в вакцинах липополисахаридов, при введении живых вакцин, например, коревой вакцины, могут появляться симптомы, связанные со специфическими свойствами самих штаммов и возникновением вакцинального инфекционного процесса (конъюнктивит, катаральные явления в носоглотке, кореподобная сыпь и пр.).
При введении убитых и химических сорбированных бактериальных вакцин, а также анатоксинов, местные реакции развиваются через 24 ч и обычно исчезают через 2—7 дней, повышенная температура и признаки интоксикации держатся 24—48 ч. В некоторых случаях болезненные уплотнения в местах введения сорбированных препаратов сохраняются в течение месяца. Местные и общие реакции, зависящие от токсического действия вакцин, наиболее выражены после первого введения вакцин, в то время как аллергические свойства вакцин проявляются при повторной вакцинации.
Наиболее объективный показатель общей реакции — подъем температуры. По степени подъема температурные реакции делят на слабые (37—37,5°С), средние (37,6—38,5°С) и сильные (свыше 38,5°С). Местные реакции после введения корпускулярных и химических бактериальных вакцин могут быть классифицированы по диаметру инфильтрата слабая реакция (2,5 см), реакция средней силы (5 см), сильная реакция (более 5 см или наличие лимфангоита с лимфаденитом).
Аллергические реакции появляются преимущественно при введении химических (растворимых) вакцин. Они характеризуются появлением в участках введения вакцин гиперемии и отека, общие реакции сопровождаются лихорадкой, снижением артериального давления, появлением сыпи, артралгии и пр..
По срокам появления аллергические реакции делятся на немедленные (в течение часа), замедленные (через 24—48 ч) и смешанные.
Любая вводимая человеку вакцина вызывает изменения не только в иммунной системе, но и в других системах (эндокринной, сосудистой, нервной и др.). Даже те изменения, которые возникают в иммунной системе, не всегда являются полезными или индифферентными для организма.