Вот уже несколько дней у всех на слуху скандал с мельдонием, признанный с января 2016 года допингом. Пробы на препарат оказались положительными уже у почти сотни спортсменов. Лидируют россияне. Причем, по странной случайности, лидируют в этом списке именно россияне. Такие, как теннисистка Марина Шарапова, фигуристка Екатерина Боброва, биатлонист Эдуард Латыпов, многие другие «звезды» отечественного спорта.
Продажи выросли и страх тоже
Попутно шумиха вокруг мельдония (более известного в России, как милдронат) привела к достаточно неожиданным результатам и вне спортивного мира. Так, продажи этого препарата в веб-аптеках после соответствующих новостей выросли в 20 раз. С другой стороны, знакомые врачи, преимущественно терапевты и невропатологи, рассказывали мне с грустной улыбкой о том, что многие их пациенты при попытке назначить им милдронат с ужасом переспрашивают: «Так Вы что, меня наркотиком лечить будете?!»
Несмотря на откровенную курьезность таких вопросов, задающие их люди, несмотря на свою удаленность от медицины, гораздо лучше понимают «философию допинга», чем ученые мужи из Международного антидопингового агентства (WADA). В понимании неспециалистов, допинг — это что-то такое, хотя и эффективное, но опасное для здоровья спортсменов, к тому же «подсаживающее» их на данный препарат на манер чуть ли не марихуаны с героином вкупе.
От алкоголиков до спортсменов
Но ведь мельдоний к таким веществам не относится! Это популярное средство, изобретенное еще 40 лет назад в тогда еще Латвийской ССР, помогает людям «перехватом свободных радикалов», активных молекул, негативно влияющих на живые клетки, повышением стойкости к кислородному голоданию, увеличением сосудистого русла и некоторыми другими полезными эффектами. Из-за чего его и применяют по самым широким показаниям — «от алкоголиков до спортсменов», но преимущественно для лечения сосудистых поражений сердца, мозга, сетчатки глаза при сахарном диабете и т.д.
Правда, на фоне поднятой WADA «антимельдониевой истерии», в новостях стали появляться неуклюжие попытки оправдать запрет нужного и полезного, в том числе и спортсменам, препарата. Например, что он «оказывает на спортсменов негативный эффект, так как вызывает привыкание». Правда, эти же горе-ученые были вынуждены признать, что все «привыкание» заключается всего лишь в том, что атлет, не принявший накануне данное средство, может быть неуверен в своих результатах. Что и трактуется такими «умниками», как «психологическая зависимость». Слава Богу, что они не нашли в лекарстве для «сердечников» зависимости еще и «физической», в просторечье — «ломки».
Психологическая зависимость
Конечно, вышеприведенные аргументы могут вызвать лишь улыбку. Мне лично известен человек, окончивший школу с золотой медалью, а вуз с красным дипломом, который все экзамены сдавал на отлично. Н…о только когда на нем была «экзаменационная рубашка». Он берег ее, как зеницу ока, надевая только во время сессии, которую при соблюдении этого условия и сдавал почти без волнений. А, скажем, космонавты на Байконуре перед космическим стартом обязательно смотрят «Белое солнце пустыни». Без чего, естественно, почувствуют неуверенность перед «прыжком на орбиту». Так что, фигурантов этих примеров тоже в «психологически зависимые полунаркоманы» будем записывать?
Если серьезно, то «привыканием» в медицине принято называть ситуацию, когда для сохранения прежнего эффекта на организм, приходится повышать дозу лекарства. Например, начинающим «гипертоникам» вначале хватает порой половинки 5 мг таблетки эналаприла в сутки. А спустя годы или даже месяцы для стабилизации артериального давления иногда приходится принимать уже по 20 мг. О такой закономерности отлично знают и врачи, и фармацевты — оттого и выпускающие лекарства в разных дозировках, для учета «эффекта привыкания».
Ударные дозы витаминов
А взять, скажем, такую группу веществ, как витамины. Их «ударные» дозы, превышающие среднесуточные в 10-20 раз, тоже весьма хорошо стимулируют организм. Прием витамина С целыми граммами (при среднесуточной потребности в 60 мг), введенный в широкую медицинскую практику с легкой руки дважды нобелевского лауреата Лайнуса Полинга, отлично помогает человеку почти не ощущать неприятных симптомов простуды даже с немалой лихорадкой. К тому же и пресловутый витамин С, и некоторые мощные поливитамины (вроде «Декамевита») не просто снимают симптомы, но еще и способствуют выработке интерферона, универсального белка, обеспечивающего противовирусную защиту.
Но, опять же, «ударные дозы» не рекомендуют принимать постоянно, а лишь профилактическими курсами или в связи с началом (или обострением) заболеваний. В противном случае, организм к таким запредельно высоким дозам привыкает и перестает их воспринимать должным благотворным образом. Особых вредных последствий, правда, от этого обычно не бывает — но даже простой аллергии тоже никто не отменял.
К чему привыкает организм
Так что, «привыкать» организм может к любому вводимому извне веществу. Но это еще не повод вносить его в список «наркотиков». Вообще же, милдронат — это самое обычное лекарственное средство. К тому же имеющее в своей аннотации, среди прочего, показание «для увеличения работоспособности у здоровых людей при физических и умственных перегрузках и в период выздоровления.» То есть, как раз того, что и наблюдается у атлетов во время спортивных соревнований и тренировок. Естественно, никакого вреда препарат им принести не может.
Но, к сожалению, международные анти-допинговые функционеры руководствуются в своей деятельности абсолютно, как циничными, так и антигуманными принципами, метко подмеченными главным специалистом по спортивной медицине департамента здравоохранения Москвы Зурабом Орджоникидзе. «Существует такое правило: все, что дает тебе преимущество перед соперником по спорту, является запрещенным методом. И даже восстановительные методы тоже считаются запрещенными.»
Борцы за чистоту
Можно заметить, что в этом смысле «борцы за чистоту спортивных битв» «переплюнули» в своей бесчеловечности даже тех, кто потенциально готов к настоящей вооруженной схватке. Ведь международные договора о запрете тех или иных видов вооружений или способов ведения войн имеются в большом количестве.
Но вот пока что, вроде, не зафиксировано ни одного соглашения об ограничении действенности военной медицины, как раз и служащей «скорейшему восстановлению работоспособности» раненых и заболевших бойцов, с быстрейшим возвращением их в строй. Более того, тех извергов, которые стараются уничтожать госпитали и медпункты противника, стараются в плен не брать. Но то ж война — а это спорт, такой «гуманный»…
Антироссийская акция
В общем, с «запретом милдроната» по сути все ясно. Это очередная антироссийская акция «коллективного Запада», направленная на «выбивание» из российской сборной накануне Олимпиады наиболее ценных спортсменов. Ведь мнимый «допинг» больше всего использовался и в медицинской, и в спортивно-медицинской практике именно в России и других постсоветских государствах, причем, по прямым показаниям, изложенных в инструкции к препарату. Ну, а для «восстановления работоспособности» западных конкурентов российских атлетов в арсеналах их врачей найдется что-нибудь другое — сходное по эффекту, но не включенное в «черный список WADA».
Как по мне, единственно радикальный способ решения коллизии раз и навсегда — потребовать от «воротил мирового спорта» принятия решений о признании того или иного средства «допингом» исключительно по принципу консенсуса, по образцу Совета Безопасности ООН, с обязательным участием России.